\ \ История развития института банкротства в России

История развития института банкротства в России

Одним из наиболее важных механизмов регулирования современной экономической деятельности является институт банкротства, или несостоятельности. Он позволяет активизировать деятельность неплатежеспособных лиц и организаций, разрешить разнообразные социальные вопросы, повысить производительность труда.
 Современное российское законодательство о несостоятельности появилось в результате долгого развития правовых отношений в России. Различные эпохи отмечены различными способами борьбы с должниками, по-своему эффективными и справедливыми.

Банкротство на Руси 

Необходимость законодательно урегулировать правоотношения с неплательщиками была определена еще во времена Древней Руси. Первые упоминания о соответствующих положениях в законах Русской Правды относятся к 8 веку и упоминают два вида несостоятельности: несчастной и произошедшей по вине должника. Первая наступала в случае непредвиденных ситуаций или происшествий, которые происходили по сторонней вине, и влекла за собой необходимость погашать долг в рассрочку, в течение оговоренного количества лет. Если же банкротство наступало по собственной вине заемщика, то его дальнейшая судьба целиком зависела от воли кредиторов: ему могла быть предложена рассрочка, невыгодная продажа имущества, либо служба в холопах.
 Законодательно была зафиксирована и очередность выплаты долгов. Сперва необходимо было вернуть нужную сумму князю, затем наступала очередь приезжих купцов, а после возвращались средства местным кредиторам.
 Несколько позже (по различным данным – в 1397 или 1467гг) в законодательство о банкротстве появилось положение о субсидарной деятельности организаций власти. Согласно статьям Псковской судной грамоты, в случае несостоятельности купцов, выполнявших закупки по доверенности властей, последние гарантировали возврат долга или компенсации за товар партнерам договора. Если банкротство наступало по причине несчастного случая, должник обязан был выплатить пострадавшей стороне долги или денежную компенсацию, равную стоимости товара. Если же причиной несостоятельности становился злой умысел, то виновник отдавался кредитору в холопы.
 Первым печатным памятником русского права было Соборное уложение Алексея Михайловича, одним из нововведений которого стало введение сроков для погашения долга (до 3 лет) и пребывания в холопах (до момента полного расчета с кредитором).

Реформы Петра и законодательство о банкротстве во времена Императорской России

Приход цивилизованных правовых отношений и урегулирования вопросов, касающихся банкротства, связывают с экономическими петровскими реформами. Обусловлено это было как развитием торговых взаимоотношений, так и присутствием на рынке иностранных участников.
 Одним из способов развития права в петровские времена стало заимствование иностранных законов и приспособление их к российской действительности. Это привело к организации институтов, обязанностями которых были регулирование споров и вопросов о несостоятельности: городовых магистратов, сената, коммерц-коллегий и др. Они занимались реализацией имущества должников, распределением средств между кредиторами, рассматривали неудовлетворенные претензии.
 Вопросы банкротства в те времена регулировались Вексельным уставом, изданным в 1972 году, и уставом Благочиния, увидевшим свет в 1782г, которые включали отдельные нормы и не являлись кодифицированными актами. Первый же официальный Устав о Банкротстве появился в 1800г и дополнился в 1832г уставом «О торговой несостоятельности», действовавшим вплоть до революции 1917г. Установленная в нем сложная система родов и разрядов долгов позволяла эффективно регулировать торговые отношения. Был прописан список признаков злостного банкротства (совершенного по умыслу), а кредиторы получали список полномочий (рекомендательных) и действий, допустимых в случае краха должника.
 Внесенные в 1845 году поправки определяли, что признать банкротом можно только лицо торгового сословия. При этом, в случае признания коммерческим или общегражданским судом злонамеренного умысла, должник отправлялся на поселение в Сибирь. Появление мошеннических схем, связанных с подменой лиц в обязательствах, привело к введению правила об обязательном судебном утверждении сделки, а также уголовном преследовании наследников банкрота.

Крах системы банкротства в советские годы

В связи с ликвидацией имперского законодательства вопросы банкротства в послереволюционной Росси не регулировался вплоть до 1922г, несмотря на то, что большинство предприятий из-за кризиса находились на грани несостоятельности. Решение проблемы о ликвидации юридических лиц было зафиксировано в 1923г в ст.266 ГПК. Она регламентировала порядок и очередность выплат, среди которых на первом месте стояли заработная плата и страховые выплаты, затем – налоги, а после – претензии кредиторов.
 Ликвидация частной собственности в СССР, а также отсутствие соответствующих взаимоотношений привели к тому, что система регулирования вопросов банкротства практически упразднилась. Все претензии и споры о долгах решались процессом взыскания средств и не сопровождались объявлением о несостоятельности. Государственные организации в случае необходимости не подвергались ликвидации, а реорганизовывались, причем эти действия производились исключительно в плановом порядке.

Процедура банкротства в перестроечные 90-е

Возрождение системы банкротства связывают с приходом рыночных отношений на советский рынок в 80-х годах. Первый закон, который возродил явление банкротства на территории РСФСР, был принят в 1992 году («О несостоятельности предприятий»). Он четко формулировал признаки банкротства, при этом не оговаривая вину предприятия и связанную с этим степень ответственности. Несмотря на то, что в основу закона легла англо-американская идея, редакция закона того времени была более чем несовершенна. Она позволяла неоднократное признание себя банкротом должником и тем самым поощряла нарушения имущественного оборота и разнообразные мошеннические схемы.
 Кардинальные изменения в сферу правовых отношений, связанных с несостоятельностью, привнес принятый в 1998 году Закон «О несостоятельности». В отличие от предыдущей редакции, помогающей оценивать материальное состояние должника и его платежеспособность, новая за основу брала интересы кредитора.
 Нормами действующего законодательства значительно упрощалась процедура банкротства – она могла быть использована для ликвидации практически любого предприятия. Это позволяло недобросовестным организациям реализовывать мошеннические схемы с объявлением несостоятельности на малых суммах. Невозможность остановить процесс даже в том случае, если заемщик готов был выполнить обязательства и погасить долг, приводила к тому, что мошенники получали в собственность дорогостоящее оборудование, торговые площади и землю по минимальной стоимости.

Банкротство в современной России

Несовершенство законов в отношении процедуры несостоятельности и их нестыковка с другими нормативными актами, действующими на территории РФ, привели к изданию в 2002 году кардинально нового федерального Закона «О банкротстве». Несмотря на наличие ряда недостатков, его можно считать прогрессивным, т.к. он предусматривал необходимость выявления преднамеренного и фиктивного объявления банкротства. Также закон не позволял должнику самостоятельно заявить о собственном банкротстве, обязав делать это только в отдельно оговоренных случаях.
 Действующий закон ввел в использование такие понятия, как «финансовое оздоровление» и «административный управляющий». Первый подразумевает проведение процедуры, необходимой для восстановления платежеспособности организации; второй – специалиста, назначаемого арбитражным судом для ее проведения. Также законом отдельно регламентируется деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, равно как и регулирующих органов, осуществляющих контроль над их деятельностью. Лицензирование арбитражных управляющих не предусматривается.
 Дополнительные гарантии защиты интересов по закону предоставляются кредиторам. К ним можно отнести изменения введения и сроков процедуры наблюдения.

Новейшие изменения в законодательстве о банкротстве 2015

Специфика развития рыночных отношений и необходимость в более совершенной законодательной базе привели к внесению в текущем году ряда поправок в действующий федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Позволяя упростить и одновременно сделать более безопасной процедуру банкротства, они помогают гарантировать прозрачность отношений и защитить интересы кредитора и должника.
 Основным нововведением, которое коснулось новой редакции закона, можно считать повышение суммы требования к должнику со 100т.р. до 300т.р. Причем, инициацию процедуры банкротства конкурсным кредиторам разрешено начинать датой возникновения признаков банкротства (в предыдущей редакции для этого требовалось дождаться вступления в силу решения суда о взыскании задолженности). Дополнительно кредитным организациям вменяется обязанность заранее, за 15 дней до подачи заявления о банкротстве, уведомить о своих намерениях Единый федеральный реестр сведений.
 Должники лишаются возможности выбора арбитражного управляющего: им предоставляется возможность указать реквизиты желаемой саморегулируемой организации, один из членов которой будет выбран случайным образом. Для этого уведомление о подаче заявления о банкротстве необходимо заранее (за 15 дней) отправить в Единый федеральный реестр сведений.
 Новая редакция закона содержит некоторые уточнения, касающиеся нюансов продажи имущества, находящегося в залоге, а также порядка определения размера и состава обязательных платежей и денежных обязательств в делах о банкротстве.
 Эти, а также ряд других изменений, вступили в силу 29 января текущего года, однако для обеспечения эффективного перехода к новым правилам предусмотрен переходный период для их применения. Так, к примеру, новшества не коснутся процедур банкротства, начатых до момента вступления нового закона в силу. Также стоит обратить внимание, что до 01 июля достаточным будет уведомление должника и кредиторов о намерении подачи в суд заявления о признании банкротом в письменном виде. В то время как после указанной даты потребуется публикация.